Факт, что в церкви полно людей, которым не нравится папа Франциск. Есть даже такие, кто его боится. Этот страх объясним — Франциск не только не укладывается в рамки «нормального» папства, к которым мы привыкли, но и без устали говорит о том, что многих нервирует, то есть о бедных.
И кроме того — а это самое страшное, — этот папа не ограничивается состраданием к нуждающимся, а в связи с ними обрушивается на людей церкви, не смягчая выражений, обличает чиновников от религии, не исполняющих своего долга, желающих только занять тепленькое местечко, накопить денег и жить в свое удовольствие. Франциск дошел до того, что публично говорит о мафии в сутанах. Мы не привыкли к таким словам в «августейших устах понтифика», как выражалась “L’Osservatore Romano” до Иоанна XXIII, который наконец покончил с этими глупостями. Франциск посмел сказать о некоторых современных клириках, что это «воры», причем прибавил: «как говорит Евангелие».
Некоторые жалуются, что этот папа ничего не решает, потому что он не увольняет одних и не ставит других на высокие посты в курии. Никто не знает, что он хочет сделать. Мы знаем только то, что он уже сделал. По крайней мере до настоящего времени он сделал две вещи, заметные всем: 1) принял образ жизни, который прежние папы не вели и к которому мы не привыкли; 2) решительно высказался за бедных и против богатых и карьеристов, гоняющихся за властью и привилегиями.
Остановится ли он на этом? Вряд ли. Мы только начинаем, всего лишь начинаем. Какой бы ни была его идеология, если папа с Иисусом, то я с папой.